?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у world_jewellery в Загадки сознания и искусства палеолитического человека
Шедевры палеолитического искусства производят неизгладимое впечатление на современного человека, что уж говорить о их современниках. Экспрессивные изображения проступали из вечной темноты, царившей в пещерах, благодаря слабому свету жировых светильников, зачастую высоко над головами. Кстати,  как сейчас, так и 15-20 тысяч лет назад жить в пещерах было крайне неуютно, более того, следов "постоянного проживания" человека в подобных пещерах, в общем-то, и нет. Скорее всего, это были древние "храмы" с помещениями, имеющими различное назначение. Среди них были особенно труднодоступные, тайные святилища, которые использовались, возможно, для посвящений или инициаций. Как выглядели эти древние ритуалы трудно сказать точно. Изучая сами пещеры, найденные в них предметы, а также сохранившиеся до наших дней архаические культы, мы приближаемся к пониманию того, как мыслили и во что верили древние люди. Однако среди находок древности есть много таких, назначение которых никто так и не смог точно установить. Может это сделаете вы?

Открытие каждой из знаменитых ныне пещер, начиная с Альтамиры в Испании и Ласко во Франции, сопровождалось невероятными историями. Например, открытие Ласко началось с удара молнии) Все без исключения исследователи, а затем и посетители говорят о сильном впечатлении,  которые пещеры производят на людей. Кстати, - в этом году выходит фильм "Альтамира" с Антонио Бандерасом, трейлер добавила в конце)


Ласко




Это настоящая картина с сюжетом и несколькими действующими лицами, единственная в своем роде, обнаружена как раз в одном из труднодоступных мест пещеры Ласко - в колодце -"шахте", чтобы попасть в который нужно было вначале преодолеть узкий лаз, обдирая кожу, а затем в буквальном смысле прыгнуть в никуда. Трактовки изображения есть разные, но мне особенно нравится вариант, услышанный на лекции о происхождении искусства в Эрмитажном лектории, открывающей трехгодичный курс истории зарубежного искусства. В лежащей фигуре узнаются очертания человека, но это не человек - у него клюв, страные пропорции и руки c четырьмя пальцами - сложно художник подчеркивал, что это не обычный человек. Это синкретический, собирательный образ. Древние люди таким образом могли изобразить предка, прародителя, божество. Этот как бы человек или прародитель,  который некогда был человеком, вышел на охоту и только что нанес бизону смертельный удар копьем - копье сломано, внутренности животного вываливаются на землю. Но зверь собирает последние силы, шерсть его встает дыбом и он наносит человеку тоже смертельный удар - в сторону лежащей фигуры обращены оба рога. Древний художник изобразил на этой картине смерть, на это указывает и положение фаллоса. Прародитель выполил свой долг, обеспечив народу жизнь - мясо крупного животного, ценой своей жизни. В этой трактовке можно увидеть древнейший прообраз Христа. Птица рядом с телом может символизировать душу или дух.

Возле изображения носорога (в левой части композиции) хорошо видны три пары точек, в пещере Ласко они повторяются еще дважды и тоже в труднодоступных местах. Среди символов Ласко также сложный зубчатый символ, "гербы" и отдельные точки. Похожие знаки можно увидеть и на других стенах, на светильнике из песчанника, найденных неподалеку. Есть предположение, что 6 точек над головой одного из зубров в Ласко изображает скопление Плеяд в созвездие Тельца.  В 2000 г. немецкий ученый Михаэль Раппенглюк выдвинул версию, что глаза бизона, человека и птицы образуют летне-осенний треугольник (Вегу, Денеб и Альтавир). Там же,  в шахте найдены остатки красящих веществ, проколки, светильники и просверленные ракушки. А есще следы пяток детей-подростков) Суть загадки - что происходило в пещерном колодце, зачем дети там много двигались, отчего рассыпалось ожерелья, зачем на проколки наносились магическик знаки...





На фото - проколки из Альтамиры

Археологи нашли в пещерах довольно много предметов из мамонтовой кости - мелкую пластику, украшенную резьбой с аналогичной символикой. В этот период люди (кроманьонцы) не имели лука и стрел - палеоботаники установили, что в это время не существует деревьев достаточной гибкости. Те же палеоботаники обнаружили, что кроманьонец использовал в пищу более 500 видов трав (это к вопросу об искусстве кулинарии)



Еще одна "шифровка". И еще одна загадка - отсутствие копоти на стенах и как художники рисовали в полной темноте. В пещерах находят жировые светильники, но они дают мало света. Между тем древние художники создавали сложные цельные метафорические образы,



"Испанские" быки в пещере Альтамира - шедевры палеолитического искусства. Пабло Пикассо, увидевший эти росписи,  сделанные 15-17 тыс. лет назад сказал: "после работ в Альтамире все искусство пошло на спад". Разве эти быки не есть эмоциональное свидетельство связи современной Испании с ее корридой и этих святилищ? А разве сама коррида - это не память о важости мастерства охотника, от которого зависела жизнь его народа? А цвет этих быков - это и цвет крови, и натуральной охры, с помощью которой древний художник создавал эти изображения. Невольно вспоминаются фильмы Альмодовара, в которых так много темно-красного "томатного" цвета)

В пещере кроме изображений животных (бизонов,  лошадей и оленей) встречаются маски - природные формы стен очеловечены с помощью дорисованных глаз и ртов. Несмотря на то, что используется всего лишь две краски - уголь и оксид железа, эффект полихромности достигается за счет включения в изображение естественого цвета стен пешеры. А благодаря естественному рельефу стены, древний художник добивается объемности изображений.





Изображая несколько пар ног художник передает динамику бега животного


В пещерной живописи встречается много абстрактных знаков и символов в виде отдельных групп или чередующихся с изображениями животных - ряды точек, коротких вертикальных или наклонных линий,  прямоугольников, разделенных на квадраты,   овалы с линиями по центру оси. В наиболее известных изображениях в пещерах Ласко и Альтамира встречаются символы, нарисованные красной краской рядом с изображениями животных. Часто встречаются прямые линии, образующие при пересечении квадраты и полукружья.

Изображения знаков на потолке пещеры в Лас-Чименеас (Испания). Геометрические символы всегда расположены обособленно от рисунков. Это подтверждает сложный интеллектуальный уровень древнего человека. В Испании абстрактные формы встречаются чаще в зоне Кантабрийского моря - особено много кривых и извилистых линий. По мнению Алеруа-Гурана эти изображения - часть организованной системы символов, которые исследователь сводит к категориям мужским и женским и предполагает, что они имеют ритуально-магическое предназначение. Источник этого тезиса. Некоторые исследователи считают, что символы могут содержать отметки о наблюдениях за фазами луны или обозначают созвездия. То есть так чтобы совсем полностью вся эта символика тоже не расшифрована)




Черные знаки из пещеры Альтмира


Пещера рук - Куэва-де-лас-Манос, Аргентна. В основном, левые руки. 10-13 тысяч лет


На этих отпечатках рук, возможно, не хватает фаланг пальцев.

Изображения представляют собой отпечатки рук реальных людей. Это тоже загадка - зачем оставлялись такие отпечатки? Есть много теорий, в том числе такая -   для того,  чтобы оставить такой след, человек должен был набрать в рот краски и распылял ее на приложенную к камню руку, возможно,  чтобы вдохнуть в них жизнь. Возможно, это была часть ритуала.


Это знаменитое изображеие шамана из пещеры Ле-Труа-Фрер (Трех братьев) - рисунок аббата Брейля в 1912 г. По мнению Брейля это человек, одетый в шкуру животного, в маске и головном уборе с рогами, дает представление о ритуалах и обрядах древности. Открыта пещера была сыновьями графа Бегуэна очень эффектно в начале 20 века, почитать можно здесь



В пещерах наряду с живописью находят и мелкую пластику, зачастую представляющую собой произведения искусства.


Эта сцена  украшала копьеметалку. Копьеметалки до изобретения лука давали возможность бросить копье а более далекое расстояние. Однако как не подходит оружию такая прекрасная миниатюрная скульптура, изображающая сцену, полную любви и нежности))



Фото отсюда Изделия из кости, найденные в пещере Пекарна в Чехословакии. Фото опубликовано в книге Йозефа Аугуста и Зденека Буриана "Жизнь древнего человека",  Прага,  1962. 1,2 - жезлы начальников, 3 - дудки из ральцевых фаланг оленей, 4  бокалы из оленьего черепа, 5 - наконечники и иглы, 6 - костяной предмет с расщеплением, 7 - гарпун. Предметы с условным названием "жезлы начальников" были довольно распространены в древнем мире, подобные предметы с отверстием находят также в захоронениях. Назначение этого предмета - тоже загадка. Нельзя же всерьез считать их выпрямителями копий :))



Захоронение двух мальчиков, умерших 23 тысячи лет. Один - в возрасте 12-13 лет, второй примерно 8 лет, лежат головой друг к другу. Сунгирь (Владимирская область). В могиле находился богатый инвертарь - красиво сделанные копья длиной 2,5 метра, кинжалы, бусины и другие украшения из бивня мамонта. Бусины были нашиты на меховую одежду. На фото хорошо видны "жезлы начальника". Фото отсюда


Раскопки захоронений возрастом в 23 тысячи лет, в области вечной мерзлоты, 200 км от Москвы в 1964 году. Мужчина 55 лет в меховой одежде, расшитой бусинами. Могильная яма и покойник были обсыпаны красной охрой, которая, когда завершился процесс тления, облепила кости скелета. Под скелетом и на нем было найдено около 1500 украшений из кости, просверленные клыки песцов, предположительно составлявшие часть ожерелья, а также две дюжины браслетов из бивней мамонта и бусы из того же материала, которые, по-видимому, были нашиты рядами на кожаную одежду покойника. Собственно мысль пришла о том, что красные естественные красители, использующиеся для погребальных ритуалов могут быть связаны с красителями, использующихся в живописи. Для чего могилы посыпали красной краской - уже не секрет, она символизировала кровь, необходимую для жизни) Вопрос в другом - зачем так много украшений нужно было брать с собой в другой мир?

Искусство палеолитической живописи сосредоточено, в основном, в Пиренеях - север Испании - юг Франции, плюс Капова пещера в Башкирии, Южный Урал. А вот женские палеолитические фигурки находят буквально по всему миру - от Африки, Австралии, Мексики до Евразии. Женщины не имеют лица, но при этом у них подчеркнуты женские отличия. В древности всех людей земли объединял единый фаллический культ. По этой пичине многие исследователи сводят смысл древнейшей символики к мужским и женским символам. Мужские - вертикальные острия, рога, жезлы, женские - овальные, треугольные, прямоугольные фигуры. Но о богинях в следующий раз)

Трейлер "Альтамира" с Антонио Бандеросом, 2016



Художники каменного века BBC



Зарождение искусства, наш документальный фильм



Музей Альтамира здесь
Читайте также: Украшения древних богинь или зачем богине бусы здесь
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Comments

( 3 comments — Leave a comment )
livejournal
Oct. 2nd, 2016 05:24 am (UTC)
Разве не так?
Пользователь guslyanka сослался на вашу запись в своей записи «Разве не так?» в контексте: [...] , что кажутся подделкой современного человека. (http://gerostratus.livejournal.com/1157927.html [...]
livejournal
Oct. 2nd, 2016 05:38 am (UTC)
Так. Все так!
Пользователь lesamohval сослался на вашу запись в своей записи «Так. Все так!» в контексте: [...] , что кажутся подделкой современного человека. (http://gerostratus.livejournal.com/1157927.html [...]
livejournal
Jan. 16th, 2017 11:24 am (UTC)
Альтамира
Пользователь guslyanka сослался на вашу запись в своей записи «Альтамира» в контексте: [...] (http://gerostratus.livejournal.com/1157927.html [...]
( 3 comments — Leave a comment )

Latest Month

April 2019
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel